Вылазка в Плесецкую щель 19-20 мая 2007г

Мысль о посещении Плесецкой щели засела в голове после первоапрельского похода, когда по пути из Адербиевки в Геленджик один из местных жителей посоветовал нам посмотреть водопады на реке Тхаб. Уже вторую неделю стояла солнечная, по-летнему жаркая, погода, хотелось куда-нибудь подальше от города. Удачное время купаться в водопадах. Людка даже согласилась прогулять ради этой поездки английский в субботу.

Выехали из Ростова поездом «Саратов-Новороссийск» в 20-53. Компания довольно компактная – я, Людка, Дэн и Васька. У нас были боковушки, так что долго пьянствовать не получилось, решили отоспаться. В 5-30 должны были быть в Новороссе, но поезд немного опоздал. Пешочком через мост дотопали до дороги и тут нас догнал троллейбус № 6, подъехали до автовокзала. Перед носом ушел автобус на 6-00 в Геленджик. Следующий был в 7-07, Таганрог-Геленджик, взяли билеты на него. Автобус вскоре прибыл, мест в багажнике не было, водитель открыл нам заднюю дверь, мы загрузили туда свои рюкзаки, а сами заняли свободные места. Как оказалось, не напрасно, так наш таганрогский водила, видать, подсадил по пути пассажиров, а в Новороссе напродавали билетов, так что перед отправлением была заминка и выяснение отношений между водителем и контролершей. Выглядело это очень душевно, водила по-детски пытался отмазываться, а контролерша предлагала второму водителю уступить свое кресло стоячим пассажирам. Наконец, контролерша вышла из автобуса и мы поехали. Выехали на Сухумское шоссе и еще не успели доехать до поста ГАИ, как на город со стороны моря наполз непонятного происхождения туман, такой плотный, что видимость на дороге стала метров 10. День, который начинался без единого облачка на небе, стал похож на день лондонца. Автобус ехал медленно, при такой видимости по серпантину не разгонишься. Туман сопровождал нас почти до въезда в Кабардинку. Закончился он также внезапно, как и начался. Нашему взору открылось спокойное море, мыс Дооб и клубы тумана, уползающие в сторону Новороссийска. Гора Колдун была окутана туманом почти до самой вершины. Защелкали фотоаппараты, жаль, стекло у автобуса было грязное.

В Геленджик прибыли примерно в 8 часов. Я пошла к стоящим автобусам узнать, нельзя ли нас подбросить до Михайловского Перевала. Водитель автобуса на Краснодар отказался, зато водители из автобуса до Владикавказа с радостью согласились, вот только автобус их отправляется в 13 часов. Так что пришлось нам идти вниз по улице Садовой на автостанцию. А там нам аукнулись опоздание поезда и задержка с отправлением автобуса из Новоросса, да и туман тоже. Только что уехал автобус на Пшаду. А следующий только в 11-30. Облом какой-то, я рассчитывала на расписание, которое действовало в марте, а теперь многие автобусы отменили. Но и новое расписание, висевшее надо окошком кассы, оказалось каким-то левым, т.к. возвращаясь обратно, мы ехали на «внеплановом» пшадском автобусе. Таксисты, завидев группу с рюкзаками, сразу же предложили свои услуги, но цена 250 руб. за 17 км была явно запредельная. Мы съели по мороженому, отдохнули, и договорились ехать за 200 руб. Ну не торчать же до 11-30 на вокзале.

Через полчаса мы были на месте. Поселок Михайловский Перевал растянут по трассе на несколько километров, причем с трассы местами не понять, что это поселок, домов не видно, они все скрыты деревьями. Как только я заметила какое-то подобие жилья за деревьями, я попросила водителя остановить, надо сказать, он удивился. Мы вышли и пошли в первый попавшийся «переулок» слева от трассы. Но переулок оказался подъездом к отдельно стоящему дому, из него высунулась хозяйка, поинтересовалась, не на водопады ли мы идем, получив от нас утвердительный ответ, послала нас в следующий переулок. Итак, ориентир для входа в Плесецкую щель – ларек с напитками, шоколадом и чипсами, справа от которого виден подвесной мост. Вот по этому мосту и надо идти. Пройдя по улице, очень скоро мы очутились за поселком. Грунтовая дорога шла справа от реки, но очень быстро она привела нас к первому броду. Здесь был тенек, красивое место и мы решили перекусить. Ели вареные яйца, бутерброды с сыром и грудинкой, огурчики-помидорчики, закусили бананами. Перешли реку по камушкам. Немного пройдя по лесу, дорога опять привела нас к броду. Река делала поворот, каменные пласты, выстилающие русло,  торчали почти вертикально, образуя несколько порогов и ванн. Над рекой с обеих сторон нависает зелень. Идем дальше, и снова брод. Я решила не прыгать по камушкам, а освежить ноги, как же это приятно в такую жару. Остальные моему примеру не последовали, предпочитая сохранить кроссовки сухими. Дорога вышла на открытую местность и нашему взору предстала полянка с лютиками и ромашками. Среди травы попадались какие-то цветы, похожие на орхидеи, с бледно-розовыми в крапинку цветами. Мы поспешили пройти поляну и вошли в лес. Здесь было намного прохладнее. В зарослях я заметила несколько просто огромных орхидей, мы с Людкой полезли их фотографировать. Из леса вышли опять к реке, к броду и перешли его по камням. Дорога повернула направо и вывела нас на красивую поляну, в конце которой слева от дороги стояла большая сосна, а справа – дуб. Лютиков здесь просто немеряно. С поляны видны «шарики» на ГКХ. На дорожке нам попался маленький ужик, мы пытались ограничить ему пространство ногой, чтобы сфотографировать, но он так испугался, что чуть не завязался в узел. После очередного брода мы вышли к очередной поляне, где красовалась табличка «Долина ста водопадов» и руками дописано «блины, чай на пасеке» и стрелочка влево, В конце поляны какие-то постройки. Мы пошли к пасеке, там никого не было, стало быть, обойдемся без блинов. От пасеки по лесу мы спустились к Тхабу. Через реку перекинут подвесной мостик, за мостом хорошо натоптанная тропа и хорошее ровное место для стоянки с лавочками-бревнами. Слева от тропы есть спуск к реке, мы пошли туда, надеясь, что тут-то мы увидим настоящие водопады. Но нет,  водопадов нет, но русло очень причудливое, из белого камня, узкое, или это воды просто так мало. Вернулись на тропинку, и через минуту-другую она опять вывела нас к реке. Отсюда уже мы пошли по руслу, переходя с берега на берег. И вот, из-за поворота раздался крик идущего впереди  Дэна: «Водопады!!!» Ну, водопады, конечно, невысокие, но ванны для купания поразили нас своей шириной и глубиной. Полдень. Решили купаться. Дэн с Людкой остались у нижней ванны, а мы с Васькой поднялись выше. Вода показалась прохладной, но все равно залезли в нее. Освежившись, мы заметили, что здесь много рыбок, наверное, форель. Васька достал кусок хлеба и стал подкармливать рыбок. Сперва они не понимали, что хлеб можно есть, но потом распробовали и кидались на него всей толпой. На правом берегу я нашла смотровую площадку, откуда хорошо видна нижняя ванна. Мы еще немного поплескались ногами в приятной прохладной воде и двинули дальше. Река начинала петлять то влево, то вправо. Почти на каждом повороте были мини-водопады. Дошли до притока, где на карте обозначено начало каньона. Решили пойти по притоку без рюкзаков. Прошли по притоку до первого поворота, там есть смотровая площадка вверх по течению Тхаба и следы стоянки - кострище, дрова. Здесь мы и оставили рюкзаки, решив по возвращению пообедать. Мы пошли по притоку, здесь было много зелени и, соответственно, много тени. С деревьев кое-где свисали колючие стебли лиан, похожие на шиповник, только без листьев. Приток сделал поворот направо, и перед нами открылась осыпь из белого камня. Пласты породы лежат под углом градусов 30-45 к поверхности. На небольших террасах ютятся пучки травы и кустики скумпии. Под ногами – свежие обломки камней, поэтому мы спешим миновать этот участок, чтобы не получить ненароком по голове. Река поворачивает налево, и мы входим в тень леса, затем опять направо – и опять выходим к осыпи. На вершине виднеются сосны. Воды в притоке становится все меньше и меньше. И вот она заканчивается совсем – упираясь в бревно и каменный завал. Мы продолжаем путь по сухому руслу. В третий раз «встречаемся» с осыпью, которая, как мне кажется, вздымается вверх всё выше и выше. Здесь очень жарко и мы поворачиваем обратно. В месте, где начинается вода, мы набираем бутылочку, тут она особенно чистая и прохладная. Возвращаемся к рюкзакам и обедаем. На обед были съедены: тунец в масле, банка кукурузы, сыр, огурцы, редиска и бутерброды с грудинкой и майонезом. Пока остальные отдыхали, переваривая пищу, я сфотографировала неизвестные мне белые цветочки и решила подняться по хребтику вверх. Выйдя из кустов на открытое место, я обнаружила здесь целые заросли цветов, которые у нас называют «пушками»(ударение на второй слог). А еще роскошные кусты ясенца с цветочными стрелками. Сфотографировав это опасное растение, я спустилась вниз и показала остальным, как выглядит ясенец, чтобы нечаянно не зацепили его. Затем мы продолжили путь вверх по течению Тхаба. По правому склону были видны следы тропинки, но через 20 метров она привела меня к воде. Русло расширилось, река занимала всё его пространство. Нам пришлось карабкаться по склонам, перешагивая вертикальные пласты. Как вариант, можно идти по воде, но дно было немного скользкое. Так мы и шли, то по одному склону, то по другому. Купаться можно практически в любом месте, много обширных ванн. Слева по ходу началась осыпь, справа лес спускался почти до воды. Вдоль осыпи мы шли минут пятнадцать, затем река повернула влево, и в месте впадения в Тхаб притока мы увидели высохший водопад. Ну, не совсем высохший, вода сочилась по стене, а внизу в чаше было огромное количество головастиков. Высота, с которой сочилась вода, была приличная. Нам виден был нижний ярус водопада, это метров 10, но дальше ущелье уходило высоко вверх. Наверное, про это место я читала в инете, что «весной бывают каскады водопадов до 40-50 метров». Мы пошли дальше, и тут уже река перестала скупиться – водопад сменялся водопадом. Они были небольшие, от 2 до 5 метров, зато их было много.

Людка фотографировала, как мы преодолеваем водопад за водопадом, а сама из-за этого отставала.

Вышли к узкому месту русла, где плиты стоят вертикально и вдоль по течению реки. Сделали привал – попить водички, помочить ножки. На перекатах – стайки форели. Рыбки здесь уже покрупнее, чем мы видели ниже по течению, на боках явно просматриваются темные пятнышки.  За очередным поворотом реки налево нас ждал самый большой из увиденных каскад водопадов. Сначала небольшие перекаты, потом нагромождение плит поперек реки, и в самом конце – водопад метров 10-12. Слева от водопада в Тхаб впадает приток, в этом месте на карте отмечен урез воды 219 м. Мы сбросили рюкзаки в тени и полезли в воду. Чаша под водопадом глубокая, брызги летят во все стороны, так что почти сразу я вымокла, но это было невероятно приятно. Бурлящая вода на выходе из чаши образует некое подобие джакузи. Справа от водопада место для кострища. При желании не берегу можно и палатку поставить. Обойти это  водопад уже не представляется возможным, но не идти же обратно? Дэн говорит, что видел тропинку, идущую вверх по правому склону, и мы направляемся туда. Действительно, что-то похожее на тропинку есть. Подъем очень крутой, но непродолжительный, и вот мы уже можем полюбоваться водопадом сверху. Здесь много ровного места, можно поставить 4-5 палаток, есть кострище. Нам на стоянку становиться вроде бы рано, только 4 часа, и поэтому мы идем по тропе вперед. А тропа опять спускается вниз к реке и выводит нас к очередному водопаду. Его тоже не обойти по краю, приходится нырять в лес по левому склону. Тропинка сразу же повела нас немного не туда. Она пошла вдоль притока, забирая все левее и уводя нас от Тхаба. По пути нам встретились обширнейшие места для стоянок, ровные, в тени, и вода рядом. Нам не нравилось направление тропинки, и, найдя ответвление от нее вправо, мы повернули обратно к Тхабу. Тропинка  вела нас вверх, дойдя до хребтика, она разветвлялась на две – направо к реке, там слышен был шум воды, налево – по хребтику. Мы достали карту и прикинули, куда нас может привести эта тропка по хребтику. Оказалось, что прямо к роднику, на карте он ниже высоты 716 м. Решили не спускаться к Тхабу, водопадов на сегодня нам было уже достаточно, пора подумать и о ночлеге. И мы пошли по хребтику вверх. Нам предстояло набрать 400 метров высоты. Тропинка очень скоро вывела нас на открытый участок, здесь пышным цветом цвел ясенец. Я даже поднесла горящую спичку к растению, но пламени не было, хотя пару раз мне показалось, что было потрескивание. Ясенец, как нарочно, обосновался вдоль тропинки. Приходилось очень осторожно обходить его кусты, получить ожоги не было ни малейшего желания. На лугу было много цветущего вереска, кое-где торчали кусты держи-дерева, и тропинка как будто специально петляла между ними, чтобы держи-дерево «схватило» каждого, кто решился здесь ходить. Справа был прекрасный обзор на г.Казённую, макушка у нее луговая, зеленая-зеленая. Сзади виднелся поселок Михайловский Перевал, а над ним возвышалась гора Михайловка. Небо украшали невесомые перистые облачка, за горами виднелась полоска моря. Было очень жарко, а тропинка все шла по лугу и только далеко впереди виднелась покрытая лесом вершина. Казалось, что этому лугу не будет конца. Но вот мы нырнули в деревья и сразу привалились отдыхать. По нашим расчетам осталось подняться метров на 100, это уже пустяки. Тропинка вела нас по лесу примерно полчаса, и вот от идущего впереди Васьки по цепочке передался радостный возглас «Вода!!!» Когда я подошла к ручью, Васька уже вовсю упивался холодной водой.  Неподалеку от места пересечения тропы с ручьем было нормальное место для стоянки. Из камней сложен большой очаг, родник находится чуть повыше стоянки. Какой-то добрый человек вывел струю в железную трубу, так что набирать воду было удобно. Немного повыше сделана запруда, туда мы положили охлаждать бутылки с вином. Единственное, что было здесь плохо – это мерзкие мошки, почуявшие человечинку, и вынудившие нас одеться, несмотря на то, что было очень тепло. Поставили палатки и принялись готовить ужин. На ужин у нас предполагалась уха из консервы с красной рыбой, овощи, жареные сосиски, и конечно, вино. Но первым делом мы вскипятили на газе чаю и попили его со сгущенкой. Васька с Дэном принесли большое бревно и плоский камень, и у нас получился стол и лавочка. Приготовление ухи происходило с приключениями. В один прекрасный момент, когда я уже собиралась добавить в кастрюлю рыбу,  дровеняка под кастрюлей прогорела, и из кастрюли выплескалась почти вся вода, правда, при этом на дне осталась вся картошка. Пришлось долить воды, досыпать приправ и ждать пока вода вновь закипит. Но вот уха была готова, мы выпили по стаканчику охлажденного вина и разом умяли на четверых целую 2,5-литровую кастрюлю. А дальше стали жарить сосиски, запивая их вином.

Обсудили завтрашний маршрут. Решили, что поднимемся до ГКХ, дойдем до Тхаба и оттуда пойдем мимо г.Отрез по Ольховой щели в Михайловский Перевал. Эта дорога нам с Васькой была знакома, особых трудностей на пути не предвиделось. Стемнело. Сквозь листву мы видели огни Михайловского Перевала, а иногда даже были слышны звуки автобусов, едущих по трассе. А еще пару раз звуки мотора слышались нам со стороны ГКХ, ну это неудивительно, до Тхаба там почти дорога укатана. В небе сверкал молодой месяц. Мы немного повалялись у костра и решили ложиться спать.

Среди ночи я проснулась от звяканья ложек. Толкнула Ваську, мол, возле палаток кто-то шарится. Он что-то пробурчал и снова уснул. Но звуки не прекратились. Загремела крышка от кастрюли. Я нащупала фонарик и высунулась за палатки и стала светить вокруг. Никого. И вдруг луч выхватил из темноты два зеленых светящихся глаза. Енот. Покушать ему захотелось. Я, толкая Ваську, говорю, что к нам пришли еноты, но он только сказал, чтобы я отодвинула кулек с продуктами от края палатки и опять отрубился. Я долго не могла уснуть, мне всё чудилось, что еноты шуршат где-то рядом с палаткой. Но потом все стихло. Наутро я рассказывала Людке и Дэну, как меня ночью пугал «крошка-енот», а они совсем ничего и не слышали.

Мы проснулись в 7-30. Вскипятили воды на кашу и чай. Завтракали кашей «Быстров» с бананами, съели банку фасоли в томате и бутерброды с салом, попили чаю со сгущенкой. Собрались, набрали по бутылочке воды, и пошли вверх по тропинке. Предстоял небольшой набор высоты, метров 100, а затем почти ровная дорога вплоть до Тхаба, а оттуда вообще сплошной спуск.

От родника тропинка почти сразу же вывела нас из леса на луг, поросший терном и ежевикой. Было всего 9 утра, но солнце палило уже конкретно. Минут за 10 мы проскочили луг и вошли в лес. В лесу тропинка превратилась в неплохо наезженную грунтовку. Под деревьями были заросли купены, это растение похоже на ландыш, только колокольчики более вытянутые. Из леса вышли на поляну, где валялось много бревен. Дорога обошла поляну слева, войдя в лес, начала подниматься вверх. Совсем скоро мы вышли на «подхребтовую»(идущую ниже ГКХ по западному склону) дорогу и повернули направо. Прошли немного лесом, потом обошли низом большой участок луга, и впереди нам открылась вершина Тхаба, 905 м. Справа был хороший вид на г.Казённую, а над ущельем парил какой-то хищник, сфотографировать его так и не удалось. Дорога свернула направо, к Тхабу. Вскоре нам попалась тропинка влево – скорее всего, она ведет на Монастыри. Тропинка на вершину Тхаба протоптана отчетливо, видно, что это место посещаемо. Минут через пятнадцать мы подошли к смотровой площадке, откуда открывается великолепный вид на Папай, долину реки Папай, Монастыри, до самого горизонта – горы, горы, сколько хватает взгляда. От места нашей стоянки до смотровой мы шли 1 час 15 минут, неплохо. Перед Папаем хребет Шевченко смыкается с Церковным хребтом, а между ними протискивается река Папай, приток Пшады. Прямо внизу – цепь Монастырей, очень впечатляющие скалы, надо будет когда-нибудь до них добраться. Справа гармошкой сложился хребет, названия которому я не знаю, знаю только, что заканчивается он горой Молдованской. На камнях смотровой площадки торчат седые одуванчики, и на фоне Папая мне они нравятся еще больше. Мы перекусили карамельками, попили воды с лимоном, намазались кремом от солнца и пошли дальше. Дорога шла по лесу, и вот мы оказались на развилке. Одна из дорог шла как-то сильно вниз, и это нас смутило. Васька выбрал другую дорогу. Мы пошли по ней, но очень скоро она стала идти в подъем, и это мне не понравилось. Я высказала предположение, что мы идем на «складчатый» хребет, к Молдованской. Но точно утверждать я этого не могла, поэтому мы решили пройти немного дальше.  По пути с Тхаба на Отрез слева должен быть довольно обширный луг, и по расчетам он уже должен был появиться, но его не было. Зато слева был обзор на Папай. Да, мы действительно идем по «складчатому» хребту. Мы вышли на открытое место, слева от дороги на камне было нацарапано, что некие Сега и Дэн были здесь 10 мая 2007 года. Мы с Людкой добавили надписей. По карте выходило, что мы выбрались к отметке 848.4 м. Направо от нас виднелась нужная нам перемычка к горе Отрез. С Отреза спускалась дорога, судя по всему, в Широкопшадскую щель. Был полдень, мы решили, что, продолжив путь по дороге и спустившись с Молдованской к Пшаде, мы затратим слишком много времени, и точно опоздаем на поезд. Поэтому стали возвращаться к развилке дорог. Радиальная вылазка на высоту 848,4 м обошлась нам в час времени. Выйдя на правильную дорогу, мы минут через 10 дошли до луга и срезали по нему часть пути и таким образом миновали развилку на г.Казённую и нам не пришлось размышлять, налево идти или направо. Хотя, когда дорога опять вошла в лес, на Ваську накатили сомнения, что это та дорога, по которой мы поднимались весной. Но у меня сомнений не было. Минут пятнадцать крутого спуска – и мы на развилке под Отрезом. Налево дорога уходит к вершине, направо - в лес, к Михайловскому Перевалу. Недалеко от развилки, внизу, справа по ходу, есть какие-то строения, туристы, встретившиеся нам на этом пути в марте, говорили, что там вроде даже банька есть. Дорога идет все время вниз, мы идем быстро и скоро добираемся до родника. Тут у нас будет обед. Воды в роднике мало, возможно, через месяц родника не будет совсем. Доедаем остатки продуктов – банку горошка, рыбную консерву, бутерброды с грудинкой и сыром, помидоры, огурцы, редиску. Набираем воды, т.к. больше нормальных источников не будет. Дальнейшая дорога была ничем не примечательна, постоянный, ненапряжный спуск в течение полутора часов. Возле пересохшего ручья нам встретился джип, едущий к Тхабу, это были первые люди, которых мы повстречали на маршруте. Людка с Дэном немного отстали на спуске, а мы с Васькой подбежали к броду и стали отмокать. Тут было мелко, поэтому отмокали только до колена. Подошли Людка с Дэном и присоединились к нам.  Было 3 часа дня, до поселка оставалось не более часа ходьбы.  Мы прошли по дороге дальше, в надежде найти место на реке, где можно искупаться. Такое место было найдено, но едва мы разделись, Людка сказала, что слышит шум машины. Дорога тут идет по реке, мы увидели, как к нам приближается ГАЗ и прикрылись. Машина проехала, и уж тогда мы оттянулись, тут было довольно глубоко, я поплескалась, вымыла голову. Через полчаса мы были в поселке. Нас одолело желание найти ларек и попить холодных напитков, мы вышли на трассу и пошли по направлению к Геленджику. Никаких ларьков по пути не было. Мы точно знали, что ларек был у входа в Плесецкую щель и продолжали идти. И вот нам осталось только перейти дорогу к заветному ларьку, но сзади послышался характерный звук Икаруса. Автобус Пшада-Геленджик. Странно, по расписанию его сейчас быть не должно, но раз уж так случилось, мы прыгнули в него и поехали. Через полчаса мы вышли на ул.Кирова, привалились на лавочках, Дэн пошел на рынок за пивом, а я за клубникой. Отдохнув, мы вернулись на остановку и стали дожидаться «двойку»(автобус № 2), который довез бы нас до автовокзала. Ждали полчаса, если не больше. Уже даже договорились с таксистом за полтинник, и тут приковылял автобус.  На автовокзале стояла маршрутка до Новоросса, мы впихнулись в нее, было тесно, но зато нас довезут прямо до ж/д вокзала. На вокзале мы оказались за 2.5 часа до отправления поезда. Нам захотелось пиццы, мы с Васькой пошли ее искать. А я, хоть убей, не помню, где в Новороссийске можно купить пиццу. Поэтому поступили просто – на троллейбусе проехали по ул.Советов остановки три, вышли и пошли в обратную сторону. На ул.Советов пиццы нет! Одна продавщица подсказала, что возле «Бригантины», может быть, работает пиццерия. Мы потопали туда. Да! Пицца есть напротив «Бригантины». Заказали 3 небольших пиццы, подождали 15 минут и бегом к остановке. До поезда полчаса. Троллейбуса нет, а таксисты просят столько, что нас задушила жаба. Так что дождались троллейбуса и за 10 минут до отправления прибежали к нашим рюкзакам. Быстро проскочили по мосту на второй путь, дошли до вагона, погрузились и поехали. Пицца была съедена и запита мускатом. Скоро мы завалились спать, а около 5 утра нас разбудила проводница. Мы подъезжали к Ростову. Так закончилось наше маленькое путешествие по Геленджикскому району.