Полное солнечное затмение 29 марта 2006г

Всем привет!

Я вернулась с мероприятия по просмотру полного солнечного затмения. Надо сказать, зрелище стоящее:)

В течение нескольких минут мы осознали, что Солнце является не столько источником света(поскольку пока был виден даже малюсенький кусочек Солнца, было все-таки довольно светло), но источником ТЕПЛА! Холод был жуткий, батарейки и аккумуляторы позамерзали, руки не слушались и никак не могли навести объектив на то, что осталось от нашего светила:)

Я ждала этого момента более полугода, летом 2005 я наткнулась на сообщение о полном солнечном затмении и непременно решила увидеть его. В конце февраля я начала «закидывать удочки» - при  каждом удобном случае рассказывать знакомым, что скоро представится возможность посмотреть то, что не каждому дано увидеть в жизни. И предлагала ехать в Абхазию, т.к. там ожидалась довольно неплохая погода, да и есть где остановиться. Но потом случилось так, что мы в начале марта попали в Приэльбрусье, жили в посейтрино, катались на Азау, так я познакомилась с Виталиком и Наташкой, в чьем распоряжении был УАЗик-таблетка. Как-то при встрече с Виталиком я обмолвилась о затмении, и без особого энтузиазма спросила – а не желаешь ли поехать посмотреть? А Виталик загорелся этой идеей и предложил поехать в Нейтрино к Лене и Валере, заодно и покататься.

Обзвонили потенциальных попутчиков, и вот какая образовалась компания: Виталик и Наташа, я, Васька, моя подруга Женечка Мартынюк, Коля Потетюнко с Олей и друг Виталика – Рома.
Итак, нас было 8 человек, с нами были 2 видеокамеры и 4 фотоаппарата.
В Нейтрино мы добрались примерно в 9-30 - 10-00 утра. Быстренько затащили вещи на 9 этаж(лифт не работает!), перекусили, и скорей в машину, потому как непонятно, какая обстановка возле подъемников. Единогласно пришли к мнению, что на Эльбрус подниматься не стоит, т.к. народу там ожидается приличное количество. Выбрали Чегет. И это было правильно, т.к. те, кто поехали на Эльбрус, еле-еле успели подняться на гору вовремя. По дороге распотрошили 5 дискет, которые я нашла дома.

Мы прибыли на гегет за 1,5 часа до начала затмения, к нашей радости очередь на подъемник была небольшая, и уже через полчаса мы сидели возле кафе "Ай" на высоте примерно 2500 м. Было тепло. На небе ни облачка. Слева - Солнце, справа - вид на Эльбрус.  Попили глинтвейна, поели хычинов. Нашли себе удобное место для обзора - на деревянной лестнице возле подъемников. Деревяшки были теплые, мы даже прилегли там подремать, делать-то по сути все равно было нечего.
Так незаметно к нам подкралось время "Ч". В очередной раз взглянув на Солнце через дискету, я заметила в нижнем правом углу  Солнце перестало быть круглым. Наша группа периодически вытаскивала "странные предметы с дыркой посередине" из кармана, прикладывала к глазам и говорить - "не, еще рано", "о, уже больше...", "вау, смотрите, какая чума.." и т.п. Самое смешное, что на наших дискетах можно было сделать неплохой бизнес, народ очень удивлялся нашей хитрости, говорили, что им бы никогда не пришло в голову, что дискеты можно использовать так. Какие-то более расторопные ребята продавали полароидные пластинки по 300 руб., а мы давали поглазеть в наши дискеты совершенно безвозмездно:) Час пролетел довольно быстро. Мы выбрали гору Донгуз-Орунбаши(гора примечательна тем, что на ней есть ледник "Семерка" в виде цифры 7) и фотографировали ее с самого начала затмения до полной фазы несколько раз, чтобы потом проследить процесс "наступления мглы".
Когда Солнце было в виде узенького серпа, мы стали замечать, что на снег можно смотреть без темных очков, потом снег стал сереть, стало холодать. Ветра не было, просто казалось, что стужа спускается на нас со всех сторон одновременно. На нашей "подопытной горе" тени сначала стали длинными и темно-синими, а потом просто растворились и сравнялись по цвету с остальным снегом. Небо потемнело. Черным оно не было, скорее просто темно-темно-синим, такое бывает, когда смотришь на небо с самолета. Но самое удивительное было смотреть на границы горных хребтов - над ними было свечение, как будто рассвет. Эльбрус так и не погрузился во тьму, снег на нем выглядел желтоватым. Постепенно народ начал охватывать восторг - кто-то кричал, кто-то прыгал, а на Эльбрусе, говорят, какие-то черти пели гимн:)) И вот последний кусочек Солнца спрятался. В этом момент произошла очень яркая вспышка(Рома потом сказал - "будто лампочку включили и сразу же выключили" – так он описал «бриллиантовое кольцо»), я смотрела в этот момент через дискету, мне показалось, что вспышка как бы обогнула Солнце по часовой стрелке и несколько мгновений было какое-то мерцание – «чётки Бэйли»!?. Потом я решила, что можно немного посмотреть на происходящее незащищенными глазами - однако, впечатляет. Черное Солнце и вокруг него белый ореол, причем неподвижный, будто замерзший. Холод стал сгущаться. Народ стал щелкать фотоаппаратами, как на пресс-конференции:) Вопли "Ура!!!" повсюду.

Три минуты, в течение которых Солнце было черным, мне показались слишком короткими, чтобы насмотреться, и слишком длинными, чтобы не околеть.

Я хотела увидеть звезды, искала, и не могла найти, потом мне ткнули пальцем, куда надо смотреть и одну звезду я все же разглядела. Она была на северо-востоке, если я правильно ориентируюсь.
Потом ярко вспыхнул нижний уголок Солнца - "лампочку зажгли", трудно даже описать во сколько раз стало светлее, такого быстрого рассвета я не могла даже представить. А тень моментально улетела в сторону Нейтрино по Баксанскому ущелью, я едва успела сфотографировать. Скорость движения тени была бешеная, те 10-15 километров ущелья, что видны наблюдателю с Чегета тень пролетела за несколько секунд, мы только и успели указать руками в ту сторону и заорать "смотрите, тень уходит".
Еще немного подождали, посмотрели рассвет среди дня, и пошли в кафе "Ай" пить глинтвейн. Рома методично прошелся с камерой и расспросил каждого из нас, что нам больше всего запомнилось, надеюсь, скоро мы сможем посмотреть наш любительский сюжет.

В кафе было людно, все звонили и рассказывали знакомым про увиденное, положительных эмоций просто масса:) Люди показывали друг другу свои фотографии, видео, знакомились. Казалось, что всех объединяет только одно – затмение.
А вот несколько москвичей, с которыми я сидела за одним столиком в кафешке на Азау на следующий день, откровенно признались - что даже не подозревали, что будет затмение. И очень удивились, когда узнали, что мы приехали туда именно смотреть затмение, а не кататься.

Ну, раз приехали, то и покатались, конечно. Я совершила глупость – устав, легла поваляться на снегу, да так повалялась, что почти(а, может, и вправду) заснула. Этого мне хватило, чтобы мое лицо к вечеру горело, а утром  Женечка мазала меня своим кремом. Не подумайте, что я выходила кататься, не намазавшись, ни фига, мазалась каждое утро, но вот получасовое валяние на спине фэйсом вверх – солнце такого не прощает.

31 марта шел снег, а 1 апреля с утра была чудесная погода. Я потратила этот день на прогулку. По пути на Азау из «таблетки» сперва вышел Васька и пошел гулять к «Шхельде», я же доехала почти до Азау и пошла пешочком по направлению к Чегету. Снегу навалило! Он такой чистый! И вкусный!!! Небо синее-синее.

Перед Терсколом стоит парочка противолавинных пушек, я, утопая в снегу, пробралась к ним. Пушки направлены на хребет, и там довольно много следов маленьких лавин.  Да и сейчас, постоянно то тут, то там, ручейками «стекает» снег.

После Терскола я свернула в лес, а снегу тут было о-го-го, пройдя через лес, вышла к Баксану.  Берега Баксана утопают в снежных сугробах. По камням дошла до моста, насобирав по пути красивых камешков и причудливых коряжек, забралась на мост и пошла по дороге к Чегету. Очередь на подъемник была малюсенькая, билеты решила не брать, а поехать проверенным способом – за полтинник.  И вот я наверху второй очереди канатки. Справа – двуглавый белоснежный Эльбрус, так близко. Хорошо видно скалы Пастухова и ледники. Слева – величественная вершина Донгуз-Орунбаши и два пика Когутай(Большой и Малый). Позади – уходящее вдаль Баксанское ущелье, а прямо передо мной вершина Чегета.

Тут есть кафешка – уютный деревянный домик, иду туда и обнаруживаю пьющих глинтвейн Виталика и Наташку. Виталик сообщает, что тут 3008 метров над уровнем моря. Чуть ниже кафешки есть метеостанция, я пошла туда, но меня очень скоро «попросили» неизвестно откуда взявшиеся люди. Я не стала препираться и вернулась к Виталику с Наташкой. Мы немного посидели, пофотографировались на камне на фоне Эльбруса, потом Виталик с Наташкой поехали вниз(они-то были на лыжах), а я прыгнула в канатку, и медленно стала спускаться вниз. Внизу я очутилась раньше Виталика и Наташки. Ожидая их, я пошла глазеть на безделушки, продающиеся на базаре. Мне приглянулись распиленные пополам камни, в середине которых были окаменелости или просто кристаллы кварца или агата, их тут называют шелл-агат. У одного из продавцов этих камней было особенно много. Разговорилась с ним. Дядька оказался не просто продавцом товара, а собственно, и изготовителем этих чудесных штук. Сам он из Тырныауза, работал раньше на комбинате, а когда его прикрыли, стал промышлять таким способом. Ходить по селям, ущельям, искать серые камни с прожилками, и пилить. Сказал, что перепилил уже не одну тонну. Не всегда внутри скрывается что-то стоящее, но иной раз попадаются весьма любопытные экземпляры. Он рассказал мне теорию – о том, как когда-то тут было море, потом дно его вздыбилось вверх – появились горы, а раковины моллюсков, растений оказались погребены под слоями породы, постепенно кристаллизуясь. Раковины замещались кристаллами кварца, жемчуга или агата. Он распиливает камень пополам,  полирует и продает их, рассказывая при этом историю(придуманную не им, ее тут все продавцы таких штук рассказывают), что обычно камни покупают любящие друг друга люди – чтобы как две половинки камня всегда тянуться друг к другу. Я спросила – а отчего же тогда есть «непарные» камни? Ответ меня немного смутил – он сказал, что по одной штуке покупают камни не потому, что дорого, а потому, что верят, что так могут найти свою половинку. Я стала ему говорить,  на что, по моему мнению, похожи узоры внутри камней, и он безумно проникся, и сказал примерно так: «Представляете, почти все видят в них некое подобие внутренностей, то почки, то нервную систему, а вот вы видите в них цветы, это так приятно». Мне до безобразия приглянулся камень с «белым нарциссом» внутри, и хотя второй половинки не было, я решила его купить. Он сказал, что «нарцисс» - это бывшее тело какого-то морского животного, заместившееся жемчугом, а по центру – кристалл кварца. Тогда у меня совершенно не возникло никаких мыслей насчет того,  у кого может оказаться вторая половинка «нарцисса», но когда я рассказываю об этом камне знакомым, иной раз меня спрашивают – а разве тебе неинтересно было бы узнать, кто этот человек? Ну, может быть и интересно, но еще более интересно мне самой найти такой камень, распилить его, одну половинку оставить себе, а для второй я знаю одни надежные руки:)