Поездка в Архыз на ноябрьские праздники. 4-6 ноября 2006г

Ноябрь… В моем понимании это время как нельзя лучше подходит, чтобы полюбоваться горами Архыза.  Долго уговаривать никого из нашей компании не пришлось, идея была воспринята «на ура», т.к. многие там еще не бывали, а те, кто бывали, хотели туда снова. Погода подарила нам три абсолютно разных дня. Было всё – и дождь, и снег, и палящее солнце! А теперь  - поподробнееJ

Остались позади все организационные моменты – общение с турагентством на предмет заказа автобуса, поиски телефонов баз в инете, звонки на базы, рассылки писем по электронке с напоминаниями, что брать с собой, сбор денег на проезд и шашлык – и вот мы сидим в комфортабельном автобусе. Нас тринадцать – я, Васька, Людка, Дэн, Витя, Серж, Лазаревы Оля и Юра, Пим с Викой, Вэл с Нинкой и Вероника – и мы ни фига несуеверныJ

Ворошиловский мост, Тачанка, Авиагородок…несемся по М29, впереди 540 км пути, ориентировочное время прибытия в Архыз – 5 утра. В дороге, как водится – напитки, закуска, но вдруг возникает что-то нетрадиционное – Нинка взяла кучу вырезок с кроссвордами из старых пожелтевших газет…При свете тусклых лампочек пытаемся читать вопросы и записывать ответы. Особенно забавляют такие вопросы, как «футбольная команда высшей лиги», когда даже не представляешь, о каком времени идет речьJ По телеку крутят какой-то фильм времен перестройки про русское сафари. За окном полнолуние, вид просто потрясающий.

Постепенно природа берет своё, и автобус погружается в сон. Пробуждение наступило в каком-то населенном пункте с большим количеством поворотов, собственно, оно от этих поворотов и наступило. На часах половина третьего. Опять проваливаемся в сон. Очередное пробуждение – 4 часа 40 минут. За окном горные очертания, освещенные полной луной, красотища, договариваемся с Васькой, что ночью в Архызе пойдем смотреть звездное небо. Автобус «напрягается», чувствуется, что едем вверх.  Въехали в Архыз совершенно неожиданно, казалось, что еще ехать и ехать, но тут – раз! и мы на так сказать центральной площади. Выгрузились, достали фонарики. Начинался маленький дождик. Дорогу на турбазу «Нарат» знал только Васька, он нас повел, весело сообщая, что идти надо мимо кладбища… Энтузиазма это не вызвалоJ  Но тут трижды пропели петухи, стало быть, с нечистью встретиться уже не получитсяJ  Перешли мост через Зеленчук, затем повернули направо – и вот, действительно, кладбище. Очень в тему пришелся анекдот от Нинки про оптимиста на кладбище – «вокруг одни «плюсы»!». Сразу за кладбищем находится база «Нарат». Надо сказать, что в полшестого утра нас тут ждали, и это приятно удивило, хотя, скорее всего, это заслуга Гаррисов, приехавших на базу накануне вечером. Нам предоставлен домик из 6-ти трехместных комнат, в одной из которых уже разместились Гаррисы. Мы решили поспать часов до 7, потом позавтракать, и в зависимости от погоды решить, куда пойти. Вообще, на первый день была задумка подняться на Морх-Сырты и посмотреть озера, нехилый такой походик с затяжным подъемом, но зато там должно быть очень прикольно.

В первый день шел мелкий и не очень приятный дождь, собственно, gismeteo нас об этом предупреждал, но хотелось верить в то, что прогноз не сбудется. Мы поняли, что по такой погоде  наша запланированная вылазка на хребет Морх-Сырты вряд ли осуществится, но куда-то же идти надо…Решили сходить на Баритовый водопад, дорогу к которому не знал никто, кроме Гаррисов, но они там уже неоднократно были и еще раз идти не захотели. По словам Дианки не найти дорогу на водопад невозможно, туристы протоптали там слоновью тропу. Дианка посоветовала идти справа от речки до тех пор, пока не дойдем до того места, где тропа пойдет по обрыву. В этом месте надо было свернуть на тропу в лес, направо.  «Заправившись» хычинами, мы пошли по улице за поселок, но, выйдя на поляну, всё-таки не сразу определили, какая из расщелин и есть та самая Баритовая балка, по которой нам предстоит подняться на 550 метров. На помощь был призван GPS, и оказалось, что Баритовая балка – самая правая, и мы неторопливо пошли вверх по тропинке вдоль ручья. Подъем был некрутой, но утомительный. Лазаревы отстали, а затем и вовсе повернули назад. Дойдя до места, описанного Дианкой, где начинался обрыв, мы почему-то не повернули в лес. Витя сказал, что трек GPS идет по обрыву, и мы пошли по треку. Прошли совсем немного, пересекли речку, и поняли, что дальше тропа теряется. Хотя, возможно, те маньяки, что записывали трек, попросту шли по ручью. Мы решили не искушать судьбу и не переться по камням, а вернуться и свернуть в лес. Пока спускались к развилке троп, подтянулись отставшие Вэл, Нинка и Вероника, а мы уж думали, что они назад повернули. В лесу было сказочно красиво. Высокие пихты со свисающим с них мхом и мы, такие маленькие на их фоне. Очень удивило то, что в лесу лежали кучками свежесрубленные молодые пихты, неужели уже на Новый год заготовки делают? Сфотографировались с новогодними пихтами. На выходе из леса был небольшой спуск, и оттуда уже был виден водопад. Минут через 10 мы стояли возле причудливых скал, с которых лился ледяной поток. Подъем занял более двух часов, и вот мы на высоте 2070 метров. Возле водопада устроили распитие коньяка и травяного чая из чабреца, ягод шиповника, листьев и стеблей малины(т.к. чай с собой никто захватить не догадался, поэтому пришлось довольствоваться тем, что растет под ногами). Вода из водопада была жутко холодная и оставляла привкус пихтовых иголочек. Собственно, стоять на месте было довольно прохладно. Мы с Васькой и Витей полезли вверх по тропке слева от водопада, вышли на смотровую площадку и  смогли полюбоваться панорамой Архыза, укутанного со всех сторон серыми облаками. Остальные стали спускаться вниз, и мы нагнали их уже в лесу. Спуск по Баритовой балке занял раза в три меньше времени, чем подъем. Напоследок я умудрилась набрать в ботинок воды, неудачно перепрыгнув ручей. Но на общем фоне всюду мокрой одежды это была такая мелочь. Поляна возле поселка была усыпана кустами барбариса с созревшими ягодками, я не удержалась и насобирала немного.

Пришли в «Нарат», переоделись в сухое, развесили мокрые вещи. Стали варить глинтвейн и собираться в столовую, где нам приготовили отдельный стол. От ставропольцев, которые забили весь кирпичный корпус «Нарата», нам достался мангал с углями. Витя, Серж, Гаррис занимались шашлыком, а мы переместились в столовую, где ставропольская дискотека была уже в самом разгаре. Вскоре шашлык был готов, и мы в полном составе начали наш праздничный ужин. Вспомнился Новый год в Тамбове, очень похожая атмосфера была вокруг. Даже звон наших кружек мы сопровождали криками «С Новым годом!», вроде бы как в шутку. Если б мы знали тогда, как близки мы были к истине…

Поскольку погода наутро оказалась поистине новогодней. За ночь выпало столько снега, и при этом не было намека на то, что снег перестанет идти в обозримом будущем. Кроме того, поселок оказался без электричества, видимо, провода не выдержали под тяжестью снега. Не работала и сотовая связь. Стало понятно, что на Морх-Сырты по такой погоде мы не пойдем.  Васька предложил прогуляться по заповеднику до водопада на реке Рапачай(приток Б.Зеленчука). Прогулка обещала быть не такой утомительной, как на Баритовый водопад, поскольку на маршруте не ожидалось крутых подъемов-спусков. Желающих пойти по этому маршруту набралось 9: я, Васька, Витя, Дэн, Людка, Пим, Вика, Вэл и Нинка. Прошли через турбазу «Архыз» и вылезли через дыру в заборе в лес. Все тропы засыпало снегом, поэтому шли напролом в поисках просеки, которая должна идти параллельно реке. И действительно, на просеку мы вышли и пошли по ней. Вскоре Витя, поглядев на GPS, сказал, что мы идем не в ту сторону. И действительно, просека привела нас к забору все той же базы «Архыз», мы сделали кругJ  Решили, что не надо идти через турбазу, а сразу спуститься к реке. Спустились. Обнаружили подвесной мост через реку, а вот тропы вдоль реки не было. Опять прошли через турбазу и вылезли в дыру в заборе, опять прошли по лесу до просеки, но теперь уже повернули по просеке в другую сторону. GPS одобрил наш выбор.  Идти по заснеженному лесу было непросто, снега было много, в некоторых местах под снегом была грязь. Но пейзажи были настолько красивы, что на грязь внимания не обращали. За нами увязалась собачка неопределенной породы, она радостно прыгала по снегу, иногда пытаясь вырыть из-под снега что-либо съедобное. Примерно через час ходьбы мы вышли к небольшому склону, внизу была заснеженная поляна, очень красивая. Сфотографировались на фоне этой поляны. Дэн позировал нам, лежа на большом бревне, засыпанном снегом. У Нинки к этому моменту уже промокли ноги, но мы все же пошли дальше. Дорога была «не очень», местами она представляла собой ручей, и мы топали по воде, но вот вроде бы вода под ногами закончилась, и мы опять пошли по снегу. Вскоре мы подошли к первому серьезному препятствию – ручью, который был достаточно широк, чтобы через него прыгать. Через ручей был проложен мостик из двух бревен. Васька пошел первым, проверяя бревна на прочность. Оказалось, что мостик вполне надежен, и следом за Васькой по мосту перешли я, Пим и Вика. Витя перешел ручей в другом месте, выше по течению. Людка, Дэн, Вэл и Нинка решили идти обратно. Итак, нас осталось 5 человек, плюс еще песик побежал с нами. После переправы через ручей был небольшой спуск, и направо отходила засыпанная снегом тропа на перевал Архызское седло. Мы же пошли прямо, по направлению к Зеленчуку. Тропа практически не просматривалась, шли напролом, но все-таки потом вышли на довольно широкую просеку. По ней мы спустились к поляне на берегу Зеленчука, через которую протекало несколько ручьев. Перепрыгивая через один из них, я зачерпнула воды в сапог. Через следующий ручей, который был еще шире, меня перенес Васька. Витя показал себя супербизоном, с разбегу перемахнув ручей, а Вика успела заснять его в прыжке. После «мокрой» поляны мы вошли в еловый лес. В лесу было довольно темно, елки были очень высокими и величественными. Тропа шла рядом с Зеленчуком. Потом елки закончились, и мы вошли в лиственный лес. Практически все деревья тут были согнуты под тяжестью снега, и тропа едва угадывалась. Мы  приближались к Рапачаю, GPS определял, что нам осталось не больше 500 метров. Миновали еще несколько ручьев, лес опять стал хвойным, пихтовым. 250 метров до Рапачая. Тропка петляет между молодыми пихтами. И вот мы слышим шум воды впереди. Ошибки быть не может – это Рапачай, довольно бурный приток Зеленчука. Вода в Рапачае – желтая, течение – стремительное.  Реку перегораживают завалы из камней и бревен. Перейти такую реку, наверное, непросто. Идем вверх по правому берегу Рапачая, к водопадам. Минут через 15 пути мы уперлись в непроходимый участок, вернее, его можно было бы обойти справа. Но мы уже стали подумывать о том, что у нас не слишком много времени,  мы и так идем уже 3.5 часа, а нам ведь еще возвращаться.  У меня была идея вернуться другим путем, по трассе, но для этого надо было выполнить 2 условия:

1. Перейти Рапачай (а мы уже поняли, что это нереально)
  2. Дойти до пос.Буково, там есть мост через Зеленчук (это тоже отпадало, т.к. от Рапачая до Буково еще 5 км, далековато будет)

Поэтому решили выпить чайку, перекусить и идти обратно тем же путем. В 15-30 мы выдвинулись в обратный путь. Обратная дорога показалась нам короче, видимо, потому, что нам не приходилось ее искать, мы шли по своим следам, снег еще не успел их полностью занести. На обратную дорогу мы затратили 2 часа.

Вошли в поселок, когда уже начало темнеть. Света в поселке не было. Но один из ларьков работал, и мы закупились там пивом и всякими вкусностями. Пришли в «Нарат», в комнатах было довольно прохладно, т.к. отопление тоже отключили. Надели на себя сухую одежду и поспешили в столовую. В столовой нас уже ждали  наши друзья и шашлык. При свечах ели, пили, орали песни под гитару. Нас с Васькой надолго не хватило, находились за день. Поэтому мы вскоре покинули компанию и завалились спать.

Утро порадовало нас безоблачным небом и солнцем. Надо сказать, что за прошедший день постоянно идущий снег порядком утомил. Машина Гаррисов была засыпана как минимум полуметровым слоем снега. Все с любопытством наблюдали, как Гаррис, проваливаясь по колено, подкрадывается к машине, ищет, где же у нее дверь, открывает её и вваливается внутрь. Серж бегал по домику с огромной сосулькой.

Перекусили по-быстрому – сосиски, чай, шоколадки. Серж несказанно порадовал нас тем, что подлил в сковородку, где жарились сосиски, масло из-под селедки. И тут по коридору пополз такой запах…короче, чуть не поубивали СержаJ

У нас было время до 14-00, и мы решили его посвятить прогулке к слиянию рек Кызгыч и Псыш.

Собрали вещи, чтоб потом время не терять. Взяли фотики и пошли. На дороге возле кладбища валялось несколько деревьев, не выдержавших тяжести снега. На перилах моста через Зеленчук лежали сугробы. Большая сосна на берегу Зеленчука не выдержала и надломилась, и теперь Зеленчук пытался оторвать ее и унести. Поселок выглядел сказочно. Некоторые дома были завалены так, что не видно было ни окон, ни дверей. Хребет Абишира-Ахуба сверкал на фоне ярко-синего неба. Очень эффектно смотрелись яблоки, которые не успели сорвать с деревьев. Мы пошли за поселок в сторону абхазской границы. На дороге было много ям, которые были полны воды и грязи, и нам приходилось обходить такие места, прокладывая путь по снежной целине. А это было непросто, снег был выше колена. Первопроходцем был Витя, мы шли за ним след в след. Дойдя по дороге до места, где надо свернуть, чтобы прийти к слиянию рек, мы поняли, что глубина снега не позволит нам здесь пройти. Пошли по дороге дальше, решив дойти до погранцов, посмотреть, как они нас будут не пускать в погранзону. По пути нам попадались такие артефакты, как засыпанный снегом грузовик или трактор, а также плакат «Браконьер – враг природы!». Плакат с изображением браконьера был обстрелян снежками в знак солидарности с защитниками природы. Дошли до места, где открывался отличный вид на гору Красную, сфотографировались.  А вот и пограничный шлагбаум, рядом – небольшая избушка пограничников.  Мы спросили их, насколько реально прогуляться по погранзоне, и получили ответ – полтинник с человека, и вперед! Жаль, что сегодня уезжать, а то бы мы воспользовались их предложениемJ Возле «заставы» дорогу пересекал ручеек, я взяла с его дна пару красивых камешков, не возвращаться же домой без сувенировJ

На обратном пути мы увидели, что к слиянию рек уже протоптана дорожка по снежному полю, и я, Васька и Витя решили по ней пойти. Остальные предпочли  вернуться в Архыз. Дорогу протоптал кто-то с огромной шириной шага, я никак не могла приноровиться попадать в его следы и постоянно проваливалась по колено в снег. Когда вошли в лес, снежный покров стал тоньше, идти стало проще. В лесу было много поваленных деревьев, возле одного из завалов несколько коров обгладывали кору с берез. Минут через 15 мы были возле слияния рек. Оказалось, что вода Зеленчука такая мутная из-за желто-коричневой воды Псыша, а Кызгыч несет изумрудную чистую воду. По пути обратно мы напились воды из чистейшего ручейка, протекавшего в лесу. Витек прикололся и упал спиной в снег сбоку от тропинки. Встать без Васькиной помощи он не смог, глубоко, однако!

Через некоторое время мы были уже в поселке и сидели за столиком в ожидании хычинов. Я и Витя купили по баночке варенья из шишек. Перекусив хычинами, мы поспешили в «Нарат» за вещами, т.к. уже близилось время отъезда. В автобус погрузились оперативно,  ехали медленно, т.к. дорогу еще полностью не расчистили от снега и упавших деревьев. Сотрудница турагентства что-то вещала в микрофон про Зеленчукскую обсерваторию, обзывая телескоп БТА и РАТАН «инструментами», и несла  какую-то чушь про жизнь астрономов. Это всё безумно нас веселило. Когда проехали ст.Зеленчукскую, нашему взору открылась панорама Главного Кавказского хребта, который слева замыкал Эльбрус. Серж не поверил мне, что это действительно Эльбрус, но как его убедить я не придумала. По телеку показывали «Иван Васильевич меняет профессию», наша группа дружно подпевала. Водителям большой респект – обратная дорога не утомила. В 22-30 мы были на Ворошиловском и поспешили по домам. И наверняка, у каждого зародилась мысль о том, что надо бы уже начать думать о следующем путешествии.